Menu

Для повышения умственной и физической работоспособности

Для повышения умственной и физической работоспособности

Для повышения умственной и физической работоспособности

Приоритетными направлениями развития России на современном этапе являются вопросы образования и здоровья подрастающего поколения. Это прежде всего связано с ухудшением физического и психического здоровья детей, школьников и студенческой молодежи, что делает реальной угрозу сохранения и воспроизводства человеческого ресурса как важнейшего фактора национальной безопасности государства, его интеллектуального и экономического потенциала. Угрожающий рост заболеваемости среди учащейся молодежи и в частности студентов, снижение их физической и умственной работоспособности на фоне неуклонного прогрессирования дефицита двигательной активности и пролонгированного падения интереса к занятиям физической культурой за последние десятилетия приобретает характер национального бедствия.

Интенсификация, компьютеризация учебного процесса в высших учебных заведениях в сочетании с малоподвижным образом жизни, умственные и эмоциональные перегрузки, постоянные стрессы являются причинами различных заболеваний у студентов, и, в частности, снижения умственной и физической работоспособности. Обучение сегодня становится фактором риска. Это самый значимый фактор по продолжительности и силе воздействия на здоровье учащихся. Сила его влияния определяется тем, что он действуют суммарно, длительно и непрерывно.

Учебный день студентов насыщен значительными эмоциональными и умственными нагрузками. Вследствие вынужденной длительной статической рабочей позы, при которой значительное время в напряженном состоянии находятся мышцы, удерживающие туловище и шею в определенном положении, заторможены обменные процессы, что служит причиной утомления, которое накапливается и переходит в переутомление. Для данного состояния характерны крайняя неустойчивость настроения, ослабление самообладания, нетерпеливость, утрата способности к длительному умственному и физическому напряжению. Все эти симптомы проявляются особенно остро в период экзаменационных сессий, которые являются факторами риска для состояния здоровья студентов.

В связи с этим возникает необходимость поиска и проектирования эффективных средств, методов, технологий, позволяющих поддерживать жизнедеятельность студентов на должном уровне.

Материалы исследования

Для решения данной задачи было проведено исследование, целью которого являлись разработка и теоретико-экспериментальное обоснование фитнес-технологий повышения умственной и физической работоспособности студентов на основе комплексного использования средств пилатеса и степ-аэробики.

На наш взгляд, ключевую роль в решении поставленной проблемы может выполнить фитнес и его технологии, внедрение которых в учебно-образовательный процесс по физической культуре студентов является сегодня востребованным и актуальным. В частности речь идет о современных направлений фитнеса — пилатесе и степ-аэробике. Данные виды физкультурно-оздоровительной деятельности пользуются наибольшей популярностью среди молодежи, доступностью и эмоциональностью в проведении, большим многообразием средств и методов, а также отличаются от других направлений возможностью разнообразного эффективного воздействия на организм занимающихся, что позволит разработать фитнес-технологии для повышения умственной и физической работоспособности студентов.

Рукавишникова С.К., (2011) исследуя воздействие занятий пилатесом на организм занимающихся указывает, что они влияют не только на улучшение психических процессов занимающихся, но и на снижение психоэмоционального напряжения, повышение умственной и физической работоспособности.

Анализ литературы и научные исследования Жерносек, А.М. (2007), О.Г. Румбы (2011) и др. позволили констатировать, что занятия степ-аэробикой содействуют развитию аэробной выносливости, повышают физическую работоспособность, интерес к учебным занятиям, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и способствуют развитию всех физических качеств.

На наш взгляд, разработка фитнес-технологий, на основании средств пилатеса и степ-аэробики, с учетом их целенаправленного подбора и грамотного распределения в учебных занятиях, могут дать широкие возможности для обеспечения умственной и физической работоспособности студентов во время обучения в вузе.

Фитнес-технологии – можно определить как совокупность научных способов, шагов, приёмов, сформированных в определённый алгоритм действий, реализуемый определённым образом в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе свободного мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнеса, современного инвентаря и оборудования [5].

Условием для разработки фитнес-технологий, направленных на достижения эффективности и комплексности оздоровительной направленности являются единые требования, определенный алгоритм действий, который создает возможности для успешного проектирования технологий, и, в частности технологий, для повышения умственной и физической работоспособности студентов инновационными средствами и методами. Процесс проектирования фитнес-технологий должен осуществляться с опорой на принципы фитнеса, отражать его специфические особенности, обеспечивать достижение его цели и задач; учитывать контингент занимающихся (их возрастные особенности, физическое развитие, физическую подготовленность и состояние здоровья), изменяющиеся требования и условия реализации, материально-техническую базу; осуществляться в соответствии с четко поставленной целью, частными задачами, раскрывающими её конечный результат [5].

Для проектирования фитнес-технологий были определены 5 этапов:

1. Поисково-диагностический этап, на котором осуществлялся сбор информации, проводилась разносторонняя диагностика (уровня психофизических кондиций, особенностей мотивационно-потребностной сферы учащихся и др.), прогнозирование, формировалась идея и обосновывалась ее актуальность.

2. Концептуальный этап, который включал: проблематизацию – определение проблемного поля; концептуализацию – разработку стратегии проектирования; выделение объекта; определение его характеристик; уточнение целей и формулировку задач; выбор критериев оценки успешности проектной деятельности.

3. Проектировочный (технологический) этап – составление программы действий по осуществлению проектной деятельности – научно-обоснованный подбор средств и методов фитнеса, методических приёмов; реализация технологий, методов и средств обучения, возможность получать максимально полезный результат при достижении поставленной цели при помощи реально имеющихся ресурсов;

4. Контрольный (рефлексивный) этап – коррекция хода внедрения технологий; определение промежуточных целей, то есть реальных способов проверки получаемых результатов и возможность оперативного обнаружения отклонений и коррекции действий.

5. Преобразующий этап, на котором происходит экспертиза результатов реализации фитнес-технологий; разрабатывается стратегия дальнейшего их использования.

На основании алгоритма были разработаны две фитнес-технологии: одна — для повышения умственной работоспособности на основе средств пилатеса и другая — для повышения физической работоспособности студентов на основе средств степ-аэробики.

Фитнес-технологии включали целенаправленно отобранные средства этих видов и дополнительные упражнения (на расслабление, психорегуляцию, подвижные игры, прыжки на скакалке) для повышения эффективности поставленных задач. Так подвижные игры и эстафеты способствовали активизации внимания, улучшению психоэмоционального состояния занимающихся, снижали психоэмоциональное напряжение. Прыжки на скакалке как эффективный вид упражнений для развития общей выносливости,был включен в содействовал «сжиганию» лишних калорий и укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной системы организма студенток. Упражнения психорегуляции оказывали воздействие на: мышцы, сердце, легкие, органы пищеварения, голову. По мнению Горелова А.А., А.А., Третьякова (2012), аутогенная тренировка является эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения занимающихся. Упражнения на растягивание (стретчинг) и расслабление были направлены на все работающие мышцы и связки.

Все средства чередовались в определенном порядке, дополняя занятия с применением фитнес-технологий. Это было связано с тем, что объединение пилатеса и степ-аэробики в одном занятии нерационально, так как у них разный темп выполнения упражнений, ритм и техника дыхания, эмоциональный настрой и музыкальное сопровождение и др. В связи с этим, занятия чередовались в рамках недельного цикла, для того чтобы обеспечить более комплексное воздействие на организм занимающихся.

Для определения эффективности комплексного применения фитнес-технологий в течение года был проведен педагогический эксперимент на базе Белгородского государственного университета. Студенты были разделены на две группы – экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) − по 20 человек в каждой. Контрольная группа занималась по программе физического воспитания, а экспериментальная группа — по экспериментальной программе с применением фитнес-технологий.

В результате проведения педагогического эксперимента был получен положительный прирост по всем исследуемым показателям, как в КГ, так и в ЭГ.

Умственная работоспособность оценивалась аппаратурным тестом «КПФК-99 – Психомат», в который входило 5 тестов. В результате исследования на основе настольного компьютерного комплекса психофизических исследований «КПФК-99–Психомат» определены достоверные различия между группами в следующих тестах: «Простая сенсомоторная реакция» в показателе «среднее латентное время», который оценивает быстроту нервно-психических процессов и является косвенным показателем лабильности нервной системы; «Корректурная проба», определяющая внимание в показателях «количество правильных ответов» и «количество ошибок»; «Память на числа» в показателях «количество правильных ответов» и «количество ошибок»; «Арифметический тест», где достоверные различия выявлены в показателе «правильные ответы».

В результате прироста всех исследуемых показателей были зафиксированы достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами (Таблица 1).

Результаты показателей умственной работоспособности студентов с помощью «КПФК-99 – Психомат» до и после педагогического эксперимента

Смотри также:

Бодибилдинг боли в мышцах после тренировки . Что за спорт бодибилдинг . Чем отличается фитнес от бодибилдинга . Рост мышц и аэробные нагрузки . Программа повышения работоспособности системы .