Menu

Повышение работоспособности в школе

Динамика умственной работоспособности учащихся 4-11 классов на уроках в течение учебного дня и недели Текст научной статьи по специальности «Физиология человека и животных»

Аннотация научной статьи по биологии, автор научной работы — Ставцева В. В.

В статье представлены результаты исследования дневной и недельной динамики уровня умственной работоспособности учащихся средних и старших классов. Показаны особенности динамики работоспособности школьников разного возраста, которые следует учитывать при организации здоровьесберегающего образовательного процесса, в частности, при составлении расписания уроков, являющегося важным компонентом школьного режима.

Похожие темы научных работ по биологии , автор научной работы — Ставцева В.В.,

Текст научной работы на тему «Динамика умственной работоспособности учащихся 4-11 классов на уроках в течение учебного дня и недели»

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-11 КЛАССОВ НА УРОКАХ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ И НЕДЕЛИ

В статье представлены результаты исследования дневной и недельной динамики уровня умственной работоспособности учащихся средних и старших классов. Показаны особенности динамики работоспособности школьников разного возраста, которые следует учитывать при организации здоровьесберегающего образовательного процесса, в частности, при составлении расписания уроков, являющегося важным компонентом школьного режима.

Ключевые слова: умственная работоспособность, хронометраж урока, активность коллектива, количественные и качественные показатели работоспособности, сила нервной деятельности.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308007, г. Белгород, ул. Студенческая, 14 E-mail: [email protected]

Умственная работоспособность, по определению Р.М. Баевского, это определенный объем умственной работы, который выполняется без снижения оптимального уровня функционирования организма, установившегося для данного индивида. Умственная работоспособность в каждый отрезок времени адекватно отражает функциональное состояние организма школьников, и, поскольку интегрирует основные свойства психики — восприятие, внимание, память и др., является одним из важных факторов, определяющих возможности ученика в овладении знаниями.

Умственная работоспособность в работах М.В. Антроповой, А.В. Аюровой, Н.Б. Бушанской, С.А. Нетопиной, Н.М. Поповой и др. рассматривается в связи с возрастом, полом, состоянием здоровья, психофизиологическими характеристиками человека (силой, подвижностью нервных процессов, тревожностью, экстраверсией-интраверсией и т. д.), с физической, сенсорной, учебной нагрузкой, успешностью обучения.

Исследованиями М.В. Антроповой, посвященными изучению умственной работоспособности детей и подростков, установлено, что работоспособность периодически изменяется в течение суток, в течение недели и учебного года. Суточная периодичность работоспособности находится в тесной связи с суточной периодикой всех физиологических функций организма. Хотя суточный ритм физиологических процессов наследственно закреплен в ходе эволюции, он подвержен влиянию раздражителей, воздействующих на организм извне и из внутренней среды. Выявлено, что биоритмологический оптимум работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал с 10 до 12 часов. В это время наблюдается наибольшая эффективность усвоения учебного материала при наименьших психофизиологических затратах организма [1, 2]. В учебном процессе рекомендуется учитывать закономерности динамики работоспособности детей и подростков 4. В соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях наиболее интенсивная нагрузка (по общему количеству баллов по шкале трудности И.Г. Сивкова, 1975 г.) рекомендуется для учащихся 5-8 классов на вторник и четверг, в среду рекомендуется облегченный день. Для школьников 9-11 классов наибольшая нагрузка предполагается на вторник и (или) среду. В расписании уроков для учащихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2-3-ем уроках, а для учащихся II и III ступени — на 2, 3, 4-ом уроках [6].

Объект и методы исследования

Объектом исследования являлась умственная работоспособность учащихся разного возраста на уроках в течение учебного дня и недели. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей работоспособности учащихся средних и старших классов на уроках.

Умственную работоспособность определяли методом хронометража урока и методом корректурной пробы (по таблицам В.Я.Анфимова). Хронометраж уроков проводили в образовательных учреждениях г. Белгорода и Белгородской области в течение 2008 — 11 г.г. Основные исследования проведены в течение 3 — 4 недель октября, когда адаптация учащихся к учебной нагрузке после летних каникул достигнута. В основном хронометраж проводился в определенном классе на уроках в течение учебного дня на протяжении учебной недели. Урок делили на 9 пятиминутных интервалов, фиксировали число отвлечений учащихся на протяжении каждого интервала времени, по результатам наблюдений строили график работоспособности, вычисляли % отвлечений и % активности коллектива. Анализировали результаты по каждому уроку, средние показатели для разных возрастов по урокам, дням недели. Достоверность разницы показателей рассчитывали по t-критерию Стьюдента с использованием функций Excel Microsoft. Проведен хронометраж 1709 уроков.

Корректурную пробу проводили в 9 — 11 классах в течение 2 минут в начале и 2 минут в конце урока. Определяли объем, и качество выполненной работы, достоверность разницы показателей рассчитывали по t-критерию Стьюдента. Представлены результаты 342 корректурных проб.

Силу нервной деятельности определяли посредством методики теппинг-теста (Е.П. Ильин,1972 г.) В соответствии с силой нервной деятельности учащихся условно разделили на две группы: к I группе отнесены школьники, обладающие сильной и средней силы нервной деятельностью, ко II — слабой и средне-слабой.

Результаты и их обсуждение

Уровень умственной работоспособности учащихся разных классов

По результатам хронометража уроков сравнивали уровень умственной работоспособности учащихся 4 — 11 классов (табл. 1, рис. 1).

Уровень работоспособности учащихся 4—11 классов в дни высокой учебной активности (по сумме показателей с понедельника по четверг)

4 5 6 7 8 9 10 11

Возраст, лет 9-10 10-11 11-12 1 2 1 3 4 1 1 3 1 1 4 1 5 15-16 16-17

Активность, % 67.8±2. 2 73.7 ±1.4 63.3 ±1.8 .7 .8 об гА 5± 70.9 ±0.84 65.6 ±0.51 67.3 ±0.63 75.4 ±0.61

Как показано в таблице 1, уровень умственной работоспособности (по % учебной активности) у школьников разных классов различен. Следует отметить, что с увеличением возраста учащихся не наблюдалось равномерного нарастания работоспособности, отмечены волнообразные изменения ее уровня. С 4 по 5 класс уровень умственной работоспособности растет (р 0.05). Согласно нашим исследованиям, понедельник является днем высокой работоспособности, хотя по показателям учебной активности коллектива за учебный день в понедельник первый урок отмечался как урок врабатывания. Анализ динамики работоспособности в процессе урока показал, что на первом уроке период врабатывания длиннее, чем на последующих, но в дальнейшем учебная активность учащихся повышается и утомление наступает позже, за счет чего суммарная активность учащихся на первом уроке изменяется несущественно по сравнению со вторым и третьим уроками. На втором и третьем уроках период врабатывания короче, учебная активность школьников выше. В другие дни недели на первом уроке период врабатывания короче, чем на первом уроке в понедельник.

Исследовали работоспособность учащихся в течение учебного дня по сумме показателей % учебной активности коллектива на уроках (табл. 5).

Умственная работоспособность учащихся на уроках в течение учебного дня (по

сумме % учебной активности)

Урок Классы, число учащихся (п)

5, 6, 7 п 8 п 9 п 10 п 11 п

1 70.5±1.9б 542 72.1±1.72 710 67.1±0.96 2384 69.1±1.16 1585 72.7±1.33 1123

2 73.2±1.71 680 71.1±1.58 825 б7.9±0.98 2065 69.1±1.27 1327 79.2±1.24 1067

3 62.9±1.75 7б3 70.1±1.1б 7б3 б7.4±0.98 2281 72.0±1.14 1543 7б.7±1.12 1425

4 68.4±1.78 485 68.4±1.76 667 61.5±1.о8 2024 64.1±1.34 1285 74.5±1.17 1386

5 58.1±1.7б 322 64.9±1.86 448 61.1±1.03 2240 62.3±1.28 1429 69.5±1.36 1148

6 57.1± 2.51 207 60.5±2.03 347 60.2±1.36 1305 57.9±1.66 923 71.6±1.52 882

У школьников средних классов так же, как и в течение учебной недели, наблюдалась нестабильность умственной работоспособности в течение учебного дня. Умственная работоспособность учащихся 5-7 классов удерживалась на высоком уровне на 1-2-ом уроках, достоверно снижалась на 3-ем уроке (р -н +21.0 13.42 ±0.51 14.95 ±0.31 -11.4 1.56 ±0.0 8 2.34 ±0.0 9 -50.1

3 I П=22 «Ф чО Ю £ -Н чО а * -26.1 12.36 ±0.5 3 13.92 ±0.5 4 -11.2 1.71 ±0.0 8 2.61 ±0.0 9 -34.5

00 1—н ^ нн II й 161.3 ±8.7 136.3 ±8.3 -15.5 15.62 ±0.6 9 22.8 ±0.7 2 -45.8 2.21 ±0.0 7 2.76 ±0.0 9 -25.1

Обозначения: А — объем работы (число просмотренных знаков); Б — число общих ошибок (в пересчете на 500 знаков); В — число ошибок на дифференцировку (в пересчете на 200 знаков); 1 — замер в начале урока; 2 — замер в конце урока; «+» — положительный сдвиг показателя; «-» — отрицательный сдвиг (ухудшение) показателя.

Как следует из данных, представленных в таблице 6, в субботу у школьников I и

II групп от начала к концу 2-го урока достоверно повысился объем выполненной работы (р

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Другие публикации:

Укрепление организма повышение иммунитета , Повышение иммунитета при переливании собственной крови , Худеть в тренажерном зале или аэробные нагрузки ,