Menu

Режим для повышения умственной работоспособности

ІV. Список литературы___________________________________________________14 стр.

Режим для повышения умственной работоспособности

Динамика умственной работоспособности учащихся

Проблема сохранения, поддержания и развития умственной работоспособности приобретает большое значение особенно в последнее время в связи с социальными преобразованиями и обновлением содержания школьного образования. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, привлечение разнообразных технических средств обучения, влекущие интенсификацию умственной деятельности, — все это создает ощутимое давление на нервно-психические функции учащихся.

Предварительный просмотр:

Динамика умственной работоспособности

Автор: Рыбак Полина

МАОУ «Средняя школа №3»

учитель физической культуры

МАОУ «Средняя школа №3»

І. Введение ____________________________________________________________3 -4 стр.

II. Основная часть

  1. Умственная работоспособность ____________________________________ 5 -6 стр.
  1. Умственное утомление____________________________________________6 -7 стр.
  1. Восстановление умственной работоспособности ______________________ 8 -9 стр.
  1. Методика работы_______________________________________________10 -11 стр.
  1. Практическая часть_____________________________________________11 -12 стр.

III. Выводы и рекомендации ______________________________________________13 стр.

ІV. Список литературы___________________________________________________14 стр.

V . Приложения ___________________________________________________ 15 -23 стр.

Актуальность и новизна . Проблема сохранения, поддержания и развития умственной работоспособности приобретает большое значение особенно в последнее время в связи с социальными преобразованиями и обновлением содержания школьного образования. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, привлечение разнообразных технических средств обучения, влекущие интенсификацию умственной деятельности, — все это создает ощутимое давление на нервно-психические функции учащихся. [1] Для учащихся основной социальной функцией является выполнение всех требований школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебной программой, соблюдение норм поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками. Полное соответствие этим требованиям служит в значительной степени свидетельством психического здоровья.

Так как основным критерием, отражающим изменение функционального состояния, является повышение или снижение эффективности выполнения стоящих перед организмом задач, одним из главных показателей активного функционального состояния психики служит умственная работоспособность, интегрирующая основные свойства психики – восприятие, внимание, память и др.

Этот показатель отражает также способность человека успешно адаптироваться к среде, управлять ситуацией и определяет, в конечном счете, степень внутреннего комфорта и жизненного статуса человека.

В работе мы изучили динамику развития умственной работоспособности учащихся 4 и 5 классов, так как в этот период школьной жизни является наиболее сложным. Так как осуществляется переход из начального звена в среднее. Экспериментальная часть работы была проведена таким образом, чтобы можно было доказать следующую гипотезу:

— под влиянием двигательной активности умственная работоспособность остается стабильной в течение учебной четверти.

Для этого необходимо было определить степень внимания и развития умственного утомления при помощи корректурных проб по таблице В.Я. Анфимова.

Цель исследования : Изучить динамику умственной работоспособности учащихся 4-5 классов.

  1. Определить степень внимания и степень развития умственного утомления учащихся 4-5 классов при помощи корректурных проб (в начале и в конце четверти);
  2. Изучит влияние двигательной активности на умственную работоспособность и умственную утомляемость учащихся
  3. Выделить учащихся, заканчивающих школьные занятия с сильным и выраженным утомлением («группа риска»);
  4. Предложить меры профилактики умственной утомляемости у школьников «группы риска».

Практическая ценность : материал данной научной работы может быть использован в работе классного руководителя и школьного психолога с учащимися «группы риска».

II. Основная часть

1. Умственная работоспособность

Под работоспособностью принято понимать способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Выделяют физическую и умственную работоспособность.

Умственная работоспособность — это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью определенной количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы субъекта.

Основу работоспособности составляют: уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизиологические качества (память, внимание, восприятие, физиологические функции, особенности нервной системы, эндокринной, мышечной системы, психологические особенности, сообразительность, добросовестность). Кроме того, работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетаний. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я — физиологического характера — состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я — физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характера — самочувствие, настроение, мотивация и др. В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. Наряду с этим успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Аккуратность и сдержанность связаны с инертностью процессов возбуждения и торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют ученики, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у учеников со слабой нервной системой.

Исследованиями установлено, что умственная работоспособность на протяжении трудового дня отличается колебаниями продуктивности работы. На основе выявленных колебаний были выделены периоды работы, которые последовательно сменяют один другого.

  1. Период включения в работу продолжительностью от нескольких минут до часа. Выражается он в постепенном повышении работоспособности с определенными колебаниями продуктивности работы.
  2. Период оптимальной работоспособности отличается стабильными показателями качества работы. Все изменения показателей функций организма адекватны той нагрузке, которую испытывает человек, и находятся в пределах физиологической нормы.
  3. Период полной компенсации отличатся оптимальной работоспособностью. Особенность этого периода в том, что в нем начинают появляться первые признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием человека и положительной мотивацией его к выполняемой работе.
  4. Период неустойчивой компенсации характеризуется нарастанием утомления, когда человек волевым усилием какое-то время еще может поддерживать умственную работоспособность на необходимом уровне.
  5. Период прогрессивного снижения работоспособности характеризуется быстрым нарастанием утомления, а человек не в состоянии волевым усилием компенсировать утрачиваемую продуктивность умственной деятельности.

2. Умственное утомление

Утомление — физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость — субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т. е. без реального утомления.

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (главным образом, трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др.

Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения энергетических запасов нервных клеток. Начало утомления является своеобразным сигналом к прекращению работы для физиологического восстановления. Однако этот сигнал человек может блокировать волевым усилием, мобилизующим физиологические резервы организма, и продолжить работу в течение более или менее длительного времени. В этом случае само утомление не ликвидируется, а лишь отдаляется по мере исчерпания волевого напряжения. [2]

Умственное утомление — это объективное состояние организма, а умственная усталость — субъективное чувство человека.

Субъективно этот процесс проявляется ощущением усталости и временным снижением работоспособности. Умственное утомление характеризуется ослаблением внимания, памяти, замедлением мышления, снижением скорости переработки информации, физическое — уменьшением силы и выносливости мышц, ухудшением координации движения, возрастанием затрат энергии при выполнении одной и той же работы. Его глубина зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности, физическому и психическому состоянию, уровню мотивации и нервно-эмоциональному напряжению. Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Утомление и сопутствующая ему усталость — естественное состояние людей, ведущих активный образ жизни. Снижающаяся при этом работоспособность не только восстанавливается во время отдыха, но, достигнув исходного уровня, повышается еще некоторое время.

Однако, если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, то утомление может накапливаться и переходить в качественно другое состояние — переутомление, характеризующееся более стойким снижением функциональной деятельности организма.

Переутомление — не нормальное физиологическое явление, а нарушение функций организма. Оно возникает при многократном повторении умственной и физической работы без достаточного интервала для восстановления работоспособности, когда наступающее утомление суммируется с остатком утомления от предшествовавшей работы. Оно результат нарушения смены работы и отдыха, чрезмерной сложности и передозировки умственного и физического труда, его однообразия, монотонности или, наоборот, чрезмерного насыщения эмоциями. Физиологическая основа переутомления — нарушение функций больших полушарий головного мозга, что проявляется в расстройстве двигательных и вегетативных рефлексов и их координации. Признаки переутомления — хронические нарушения психики: ослабление внимания, усвоения, памяти, мышления, а также головные боли, апатия, вялость, сонливость днем, бессонница ночью, ухудшение аппетита, мышечная слабость. Переутомление и перетренировка сопровождаются снижением естественных иммунологических факторов: фагоцитарной активности лейкоцитов, бактерицидных свойств кожи и лизоцима слюны (Н. А. Фомин, 1973). Переутомление может привести к нервным и психическим заболеваниям. Поэтому нужно предупреждать его появление.

При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень утомления требует лечения, так как при этом происходит изменение деятельности сердечно-сосудистой системы.

Внешние признаки утомления при умственной работе (по С.А. Косилову)

Ссылки по теме:

Программа для бодибилдинга для начинающих 3 дня . Комплекс упражнений бодибилдинг после 50 лет . Физическая работоспособность влияние занятий физическими упражнениями на ее повышение .